90 ГОДЫ НУЖЕН БЫЛО СПАСАТ ДЕТЕЙ. ЯКОВ КЕДМЫ КАК МОГ СПАСАЛ ДЕТЕЙ А МОГЛИ СТАТ ЗАПЧЕСТЕЙ ДЛЯ ДРУГИХ!
Я́ков Ке́дми (ивр. יעקב קדמי; урожд. Яков Иосифович Казако́в; р. 5 марта 1947, Москва, РСФСР, СССР) — израильский государственный деятель, дипломат, руководитель службы «Натив» в 1992—1999 годах, специализирующейся на вывозе евреев в Израиль средствами спецопераций.[1]
В 1969 году совершил алию[2] в Израиль. Принимал участие в Войне Судного дня, где служил в одном танковом батальоне с будущим премьер-министром Израиля Эхудом Бараком. Занимал руководящие должности в «русском отделе» МИДа Израиля.[1]
Михаил Фальков в досье, посвящённом Кедми, отмечает следующие существенные факты его биографии: в 1996—1999 годах Кедми имел существенное политическое влияние за счёт личного знакомства с ключевыми политиками Израиля, а также был ключевым участником комитета спецслужб Израиля при премьер-министре Биньямине Нетаньяху по проблематике вооружённых сил Ирана. Кедми лично знаком с Владимиром Путиным с начала 1990-х годов. Кедми «существенно способствовал массовой репатриации евреев вначале из СССР, а затем из стран СНГ в Израиль, а также внёс значительный вклад в развитие израильско-российских отношений»[1][3
Родился 5 марта 1947 года в Москве в семье инженерно-технических работников. Учился заочно в МИИТе и работал на заводе бетонщиком-арматурщиком, поскольку был старшим из троих детей и помогал обеспечивать семью[2].
19 февраля 1967 года пришёл в израильское посольство в Москве и сказал, что хочет эмигрировать в Израиль[2]. Сотрудник посольства Амикам заподозрил, что акция Казакова является провокацией КГБ, поэтому не ответил на его просьбу разрешить ему иммиграцию в Израиль. Спустя неделю Казаков вновь пришёл в посольство, где Амикам снабдил его материалами и бланками для эмиграции в Израиль[4]. 11 июня 1967 года в день, когда СССР объявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем в связи с Шестидневной войной, публично отказался от советского гражданства и потребовал предоставления ему возможности выехать в Израиль. В тот же день он пробрался в американское посольство в Москве и беседовал с консулом на тему выезда в Израиль[4]. 20 мая 1968 года Яков Казаков написал письмо в Верховный Совет СССР, в котором осудил политику антисемитизма, потребовал освобождения от советского гражданства и провозгласил себя гражданином Израиля[5]. В обращении к депутатам Верховного Совета СССР он написал: «Я не желаю быть гражданином страны, где евреи подвергаются насильственной ассимиляции, где мой народ лишается своего национального лица и своих культурных ценностей… Я не желаю жить в стране, правительство которой пролило столько еврейской крови… Я не желаю вместе с вами быть соучастником уничтожения государства Израиль…»[6]. Его заявление стало первым открытым вызовом такого рода[7]. У Якова не было родственников в Израиле, а немногочисленные разрешения на выезд выдавались только в целях «воссоединения семей». После выхода из американского посольства, которое прослушивалось КГБ, Яков был задержан и допрошен, но не был арестован. Сотрудники КГБ хотели организовать призыв Якова в Советскую армию для его изоляции из общественной среды, но он заявил, что его родиной является Израиль и он готов служить только в одной армии — Армии обороны Израиля. Из-за ввода советских войск в Чехословакию его призыв в армию был отложен[4]. В феврале 1969 года он получил разрешение на эмиграцию в Израиль и предписание в течение двух недель покинуть Советский Союз[4].
В Израиле[править | править код]

Иммиграция из России в Израиль по российским и израильским данным. Руководство Кедми службой Натив пришлось на время крупной эмиграции евреев из развалившегося СССР в Израиль.
Был активистом общественного движения в поддержку репатриации советских евреев вместе с журналисткой Геулой Коэн, депутатом Шуламит Алони и другими создавшими организацию «Узники Сиона»[8][9]. В 1970 году в Нью-Йорке провёл голодовку перед зданием ООН в связи с тем, что в СССР отказывали в разрешении на выезд его семьи в Израиль[10].
Служба в Цахале и участие в Войне Судного дня[править | править код]
После приезда в Израиль своих родителей с 4 августа 1970 года добровольно призвался на срочную службу в Армию обороны Израиля[11]. Служил в бронетанковых войсках. Во время учёбы в офицерском общевойсковом училище во время учений «Инициатива» с отработкой боёв в городе, при стрельбе из миномёта получил серьёзную травму ушей. Был официально признан военным инвалидом (иврит)русск., однако отказался покинуть Цахал и переквалифицировался в офицера-разведчика бронетанковых войск, добившись зачисления в разведшколу при спецназе «Эгоз»[1][9][12]. Принимал участие в Войне Судного дня, где, выполняя функции начальника разведки и оперативного отдела танкового батальона, осуществлял их из танка командира батальона, которым был Эхуд Барак, будущий премьер-министр Израиля. Личное знакомство с ним и пребывание в одном танке в боях на войне существенно поможет далее карьере Кедми. Во время войны принимал участие в самых кровопролитных сражениях как «Битва за китайскую ферму» и форсирование Суэцкого канала[12][13]
Семья[править | править код]
Жена Эдит — химик-пищевик, работала в Министерстве обороны. После 39 лет работы вышла на пенсию. У семьи Кедми трое детей — два сына и дочь.
Дочь Ревиталь окончила Академию искусств «Бецалель». Старший сын окончил Тель-Авивский университет и Еврейский университет в Иерусалиме по специальностям «международные отношения», «экономика, финансы и финансирование». Младший окончил Междисциплинарный колледж в Герцлии по специальностям «юриспруденция», «государственное управление» и «политика»[19].
Публикации и выступления[править | править код]
Яков Кедми опубликовал книгу мемуаров «Безнадёжные войны» («ивр. מלחמות אבודות»). Перевод книги на русский язык вышел в 2011 году. В 2017 году вышла книга Якова Кедми в соавторстве с Е. Я. Сатановским «Диалоги».
Яков Кедми регулярно выступает в качестве политолога на российском телевидении и радио, особенно часто — на радиостанции «Вести-FM»[25], а также в программе В. Р. Соловьёва на телеканале «Россия».
В обсуждении крушения самолёта Ил-20, сбитого огнём сирийских ПВО, высказался так: «Это результат серии трагических ошибок. К сожалению, я должен констатировать, что большинство ошибок было с нашей стороны. Начиная от решения провести атаку в непосредственной близости от баз российских войск, и кончая тем, что не принято во внимание было то, что в небе находится, и это было известно, самолёт-разведчик. В отношении утверждения, что выполнена была специальная подстава или специальная провокация, для того, чтобы скрыться за этим самолётом — оно не выдерживает профессиональной критики».
Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital182
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- View all available promo